Из почты "СК", 11 July 2017 Экономика
О секретах «Т Плюс» и ГВС
Написать автору

Почему вдруг стало правилом теорию и практику многих десятилетий, успешно обеспечивающих деятельность нашего общества, четкую работу многих тысяч коллективов жилищно-коммунального комплекса страны подменять надуманными, ничем не подкрепленными решениями «по понятиям».

По моему мнению, главная причина - в небрежном и безответственном отношении чиновников-исполнителей к действующим законам, неуважение к правительству страны и своему ведомству. По той же причине постоянно перекраивается ряд законодательных актов во благо тех, кто захватил власть в энергетике и ЖКХ.

Перекраивают законы и правила

Вновь и вновь выходят, как на федеральном, так и на региональном уровнях, акты, направленные на обирание населения в жилищно-коммунальном хозяйстве путем завышения так называемых тарифов «по понятиям». В этих актах разработчики запутывают порядок и расчеты определения тарифов на коммунальные услуги и оплату  за полученные сырьевые ресурсы гражданами России, забывая, что они должны быть по этому закону полностью прозрачные.

В 2015 году вышло сырое, по моему мнению, Постановление правительства РФ от 14.02.2015 года №°129 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду». Такое постановление необходимо было выпустить, чтобы довести до населения и общественности, как применять двухкомпонентные тарифы, с тем, чтобы каждый гражданин мог проконтролировать верность расчета тарифа, оплаты по нему и тем самым исключить обман и воровство.

Однако необходимость его появления видится в другом. Приходится вновь возвращаться к этому постановлению правительства, но уже с целью раскрытия истинных причин его разработки.

Почему вдруг такой резкий скачок по понижению тарифа на горячую воду в Ульяновске с 350-390 руб./куб.м в 2016 году до 155 руб./куб.м с ноября 2016 года? У энергетиков есть небольшой секрет.

Практически до 2012 года теплоноситель - химически очищенная вода, вырабатываемая на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с температурой 30-35 о С (это требуется по технологии освобождения её в вакуумных деаэраторах от растворенного кислорода до уровня не выше 50 мкг/куб.дм), числилась как прочая продукция, без учета в государственной отчетности.

Не надо объяснять, что такое «без учета». И вот в 2012 году выходит пристрелочное Постановление правительства РФ №1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Это достаточно грамотное постановление, которое было использовано затем при разработке Постановления правительства РФ №129, о котором пойдет разговор дальше.

Видимо, руководителей большой энергетики, находящейся в руках частного капитала, не удовлетворила открытая лояльность Постановления №1149. И вот уже появляется в начале 2015 года упомянутое выше Постановление правительства №129, в котором на 10 процентов правды из Постановления №1149, все остальное — «по понятиям».

Об этом постановлении мы уже много раз вели разговор, и прежде всего о неправомерности расчета тарифов в открытых системах ГВС от ТЭЦ, о преждевременности внесения на основании этого постановления в другие законодательные акты изменений и поправок, связанных с применением формул расчета двухкомпонентных тарифов на горячую воду с нарушением законов экономики и термодинамики. 

Уничтожить экономию

Но, видимо, второпях чего-то не рассчитали чиновники и федеральные, и региональные.

То, что теплофикация является одним из сильнейших инструментов в экономии топлива при совместной выработке тепловой и электрической энергии на ТЭЦ, это неоспоримо.

То, что системы теплофикации в стране сегодня развиты настолько, что будет государственным преступлением их преднамеренное уничтожение.

То, что внедрением систем теплофикации достигнуто значительное долголетие систем отопления и горячего водоснабжения, подключенных к открытым системам теплоснабжения от ТЭЦ, - это доказано более чем семидесятилетней их эксплуатацией.

Несколько слов - о приборах учета. С одной стороны, они необходимы, в том числе для учета горячей воды в открытых системах. С другой стороны, они становятся роботами энергетиков.

Пример тому - учет тепловой энергии при расчете стоимости 1 куб.м горячей воды. Минэкономики Ульяновской области и ПАО «Т Плюс» до того наигрались двухкомпонентными тарифами, что стоимость горячей воды скакнула в 2016 году до 350 -390 рублей за куб.м. В мозгах начало зашкаливать не только у населения, но и у властей.

Попытки федеральных чиновников от Минстроя и ЖКХ обезличить в постановлениях правительства РФ реальное существование подпиточной химически очищенной воды (ХОВ)с температурой 30-35°С как теплоносителя - продукции, вырабатываемой водоподготовительными установками ТЭЦ, в том числе ульяновскими ТЭЦ -1 и ТЭЦ-2, приводят в конечном итоге к неверному расчету стоимости (тарифа) теплоносителя и горячей воды, так как при этом энергетиками и регулирующим органом нарушаются законы теплоснабжения.

Постановление №129 в первую очередь перечеркивает требования Федерального закона от 9 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», статья 9, часть 5 (редакции от 7.12.2011 года): «Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию».

Далее этим постановлением вводится дополнительный абзац в п.24 и дополнительный пункт 24 (1) Постановления правительства РФ №306, которые окончательно ликвидируют, по мнению разработчиков, все попытки кого-либо думать о системах открытого водоразбора как более совершенных, малозатратных и гораздо более дешевых по сравнению с закрытыми системами ГВС, для чего чиновники, в нарушение законов в сфере теплоснабжения, придумали единую формулу для учета полученной тепловой энергии в открытых и закрытых системах ГВС.

И последний удар по открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) наносится правительством РФ с внесением в статью 29 частей 8 и 9, которыми с января 2013 года не допускается подключение систем открытого водоснабжения к централизованным системам, а с января 2022 года не допускается вообще использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд ГВС.

Вот такими приемами Минстрой и ЖКХ России пытаются выбить почву из-под ног у инженеров, знающих цену теплофикации, которые считают недопустимым превращение высокоэффективных ТЭЦ, работающих в режиме совместной выработки тепловой и электрической энергии, в захудалые котельные.

Вот здесь и начинается главное.  

Все эти попытки разработчиков постановлений правительства РФ, призванных забыть про открытые системы ГВС - для слабонервных и не приведут к желаемым ими результатам. Это очень и очень затратная часть, выходящая на уровень до десятка триллионов рублей по стране, которых в федеральном бюджете просто нет. Но это как раз разработчиков и не волнует. Но и принять твердое решение в свою пользу они не могут. Многое не стыкуется.

Они решили не нарушать формально требований федерального законодательства, но при этом спрятали затраты на подогрев химически очищенной воды до температуры 30-35 ° С, технологически необходимой для обеспечения законности процесса.

То есть, обезличив теплоноситель, как продукцию ТЭЦ, имеющую свои качественные показатели, якобы включили затраты на подогрев воды до 30-35 ° в общие затраты на полное производство тепловой энергии на ТЭЦ. Пойди, проверь. Тем самым обеспечили себе схему для махинаций.

Картина получается следующая.

Преобразовав формулировку части 5 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» в тарифе на горячую воду в открытой системе теплоснабжения, получим в укрупненном виде формулу этого тарифа:

Тгвс. о = Тхов + {TTЭ*NXOB.TЭ} куб.м, где:

Тхов  - тариф на теплоноситель (хов), из условия подогрева его до 30° С, (руб./куб.м.); Ттэ-тариф на тепловую энергию, действующий в расчетный период (руб./Гкал); NXOB.TЭ - норматив расхода тепловой энергии на подогрев химически очищенной воды до расчетной температуры горячей воды - Гкал/куб.м.

Таким образом ульяновский филиал ПАО «Т Плюс» и Областной департамент по регулированию цен и тарифов вновь нарушили Федеральный закон «О теплоснабжении» (ст.7 ч.1 п.9), что в дальнейшем привело к завышению тарифов на горячую воду.

Завышение расчетного норматива расхода тепловой энергии на подогрев исходной воды регулируемой организацией составило- 0,0275 Гкал/ куб.м. Ориентировочная стоимость этого нарушения, которая ложится на плечи потребителей горячей воды от ульяновских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 составляет 400-500 млн рублей в год. Это и есть секрет Ульяновского филиала «Т Плюс».

Регулируемой организации - Ульяновскому филиалу ПАО «Т Плюс» - и регулирующему органу - Департаменту регулирования цен и тарифов - следует привести расчеты в соответствие с действующими законами в сфере теплоснабжения, убрав завышение двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Для чего ввести в рабочую программу тепловычислителей приборов учета горячей воды показатель исходной температуры теплоносителя 30оС вместо нынешних 9оС и исключить тот объем тепловой энергии на ГВС, счета за который предъявляются ульяновцам незаконно.

Виктор Васильев, инженер-теплотехник.

Написать автору

Отправить сообщение